Логотип

Центр Академической и Практической Психологии и Кататимно-Имагинативной психотерапии

Неврозы. Психосоматика.

Тема 8. Психоаналитическая теория неврозов. Представления о психосоматических нарушениях (40).

Представления об истерии и конверсионных феноменах в период зарождения психоанализа. Открытия З. Фрейда. Экономическая модель истерического невроза. Вытеснение. Символический характер «симптома» при истерическом неврозе. Патоморфоз истерии в ХХ столетии. Особенности психосоматического развития.

Ø Основные виды неврозов, конфликты, лежащие в их основе. Понятие невроза. Истоки формирования невротической личности в раннем детстве. Невротический конфликт и психическая защита. Психический конфликт и психические защиты при неврастении, истерии и неврозе навязчивых состояний. Дисгармоническое раннее семейное воспитание как следствие невротизма родителей. Истерический невроз. Неврастения. Обсессивно-фобический невроз. Ипохондрический невроз. Невроз страха: определение, клинические проявления. Депрессивный невроз. Психо-вегетативный синдром. Психосоматические переключения. Психосоматика и материнская депривация.

 

«Неврозогенная семья». Неблагоприятные особенности личности родителей. Три типа раннего дисгармонического семейного воспитания – отвергающее, гиперсоциализирующее, эгоцентрирующее. Формирование у ребенка преневротических радикалов личности.

Клинические и психоаналитические аспекты психосоматических заболеваний. Виды психосоматических заболеваний: соматоформные нарушения; психосоматические заболевания органов и психофизиологические нарушения; нарушения поведения с соматическими последствиями

Ø Чикагская семерка (Франц Александер, 1950): Бронхиальная астма, язва желудка, эссенциальная гипертензия, ревматоидный артрит, язвенный колит, нейродермит, тиреотоксикоз (Базедова болезнь).

Ø Ранние причины формирования психосоматических заболеваний. Роль отношений мать-дитя в развитии психосоматического заболевания. Развитие «Я», представление о границах «Я» и дистанции, первичный объект, интроекция, параноидно-шизоидная позиция, «достаточно хорошая мать», расщепление, формирование позитивного и негативного первичного объекта, имаго «хорошей» и «злой» матери.

Ø Восемь глубинно-психологических концептуальных моделей психосоматических заболеваний.

Ø Особенности психоаналитической терапии при психосоматических заболеваниях и депрессии. Основные принципы психотерапии при психосоматических заболеваниях виды невербальной и полувербальной психотерапии

Ø Созидательная сторона бессознательного, идеи Х. Лёйнера об архаическом удовлетворении. Базисная структура архаического удовлетворения - первичные стихии Гераклита: воздух, земля, вода, огонь. Мотивы: «мой луг», «источник сил», «оазис», «место, где тебе хорошо», «ручей», «ты прекрасный цветок, растущий к солнцу»

Ø Неспособность выражать свои переживания и чувства на символическом уровне, через речь (алекситимия) у психосоматического больного. Высокая степень социальной адаптивности психосоматических больных – «нормапатия», Целительная сила образов, как возможность обрести речь. Проработка ранних нарушений языка образа тела и восстановление ранней коммуникации с матерью через взаимодействие символического образа и ощущений тела дает возможность развития способности говорить, вербально выражать свои ощущения и чувства. Образы как универсальный язык. «Операторное мышление». Мотивы: «облако», «решетка», «лев»,

Ø Неадекватное формирование образа тела при неблагоприятных условиях развития и особенностях ближайшего окружения. Мотив: «идеальное Я», «на красных атласных подушках», «Массаж»

Ø Преимущества групповой психотерапии при психосоматических заболеваниях: «побег из тюрьмы», «спецназ»

Ø Символдрама в лечении психосоматических заболеваний, мотивы: «Исцеляющий луч света», «Интроспекция своего тела», «Ты привязанный к золотому трону», «Два сада»,

Ø Работа с болью.

Ø Имагинативная телесно-ориентированная психотерапия (IмKP). Психосоматический метод психотерапии доктора медицинских наук Вольфганга Леша.


В помощь психологу психотерапевту: "как помочь человеку встретиться со своими ресурсами".  YouTube - лекция 2 ак.часа


YouTube - мастер-класс: "Самопомощь, самовосстановление при стрессе"О симптомах при стрессах, и как не впасть в психосоматику