Логотип

Центр Академической и Практической Психологии и Кататимно-Имагинативной психотерапии

Психотерапия детей и подростков

Психотерапия детей и подростков, конечно же, имеет отличия от психотерапии взрослых.

С одной стороны, терапевту нужно сохранять свой статус терапевта - все накопленные знания и навыки, уметь опираться на это и использовать, но при этом не стать заносчивым, скучным и чрезмерно всезнающим, правильным, чуть ли, не богом! С некоторыми взрослыми это прямо важное условие терапии - быть очень важным и знающим терапевтом. Это по-особенному влияет на клиента.

Но, с детьми - ни капельки! А скорее даст обратную реакцию - ребёнок не поверит взрослой/ому тёте/дяде и не пойдёт на контакт с ней/ним.

А решение здесь иное - быть самому терапевту очень настоящим и живым. Ребёнка невозможно обмануть, здесь не надеть маску улыбки. Здесь нужно улыбаться сердцем, злиться и грустить тоже вместе с ребёнком от сердца, по-настоящему, но соблюдая терапевтическую и взрослую позицию. Быть конгруэнтным и делом, и голосом, и словом. Тогда ребёнок и подросток, а со вторым ещё сложнее, пойдёт за тобой и во всем поверит тебе.

Сам психолог должен быть очень гибким и интуитивным, дружить со своим внутренним ребёнком. При этом быть устойчивым в правилах. Да, да! У психолога обязательно будут правила для ребенка на терапии. И для родителей, как ни странно. Дальше еще интереснее и сложнее, и ответственнее. Это квест с родителями ребёнка. Здесь уже без иронии - правда, приходится ходить на острие ножа, в контакте с родителями по вопросам воспитания и потребностей ребёнка.

Очень деликатная тема. Как помочь и ребёнку, и родителю, не задев чувств родителя, который уже и так приходит с болью и за помощью. Но прояснить, как поведение родителя, его слова, его история жизни, его детский опыт контакта с его родителями влияют на его ребёнка.

Здесь поднимаются чувства самого родителя, и наверняка, вы уже это слышали и не раз, работа с ребенком обязательно должна проводиться параллельно с терапией родителя. Ну, хотя бы, консультациями самого родителя по поводу его родительской роли. Рыба гниёт с головы. Или не проводить изменений в системе, ребёнок будет возвращаться в ту же самую ситуацию дома. Тогда терапия будет носить поддерживающий характер, и работа будет длиться гораздо дольше.

Важно понимать, что ни один психотерапевт не излечит ребёнка, без изменений самого родителя, а еще лучше двоих родителей. И путь этот не прост и не короток. Работа будет продолжаться дома и над самим собой, со стороны родителя, и с ребенком - давая ему больше здорового, ясного контакта.

Но путь этот принесёт не только сложности, а очень много глубинного познания себя и своего ребёнка. Умение видеть ребёнка таким, какой он есть, очень дорого стоит! И это, правда, приносит удовольствие и радость!

Желаем удачи на этом не простом, но очень мудром пути построения контакта с ребёнком.