Логотип

Центр Академической и Практической Психологии и Кататимно-Имагинативной психотерапии

Я.Л. Обухов: Мотивы «Меч» и «Сосуд»
Дата публикации: 09.03.2022 02:18:56


Предлагаемая статья посвящена анализу опыта использования в психотерапии по методу символдрамы мотивов «Меч» и «Сосуд».

Символдрама, известная также как Кататимно-имагинативная психотерапия и Кататимное переживание образов, — это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высоко эффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором Ханскарлом Лёйнером (08.01.1919-22.06.1996). Появлению символдрамы как самостоятельного направления в психотерапии предшествовала длительная экспериментальная работа, проводимая Х. Лёйнером на базе психиатрической клиники Марбургского университета в конце сороковых — начале пятидесятых годов ХХ века. Основу метода символдрамы составляет свободное фантазирование в форме образов, «внутренних картин» на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию. Процедура терапевтической сессии при применении метода, следующая. Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости последовательно в различных участках тела. После достижения пациентом состояния расслабления ему предлагается представить образ на заданную психотерапевтом тему. Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы «сопровождает» пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией лечения. Участие психотерапевта внешне выражается в том, что через определенные промежутки времени при помощи комментариев типа «угу» и «да», повторения описаний пациента, а также при помощи вопросов о деталях и свойствах образа он сигнализирует о том, что внимательно следит за ходом развития образов пациента. Длительность представления образов зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива, составляя в среднем около 20 минут. Курс психотерапии состоит в среднем из 8 — 30 сеансов. В то же время символдрама может использоваться и в рамках более длительного курса психотерапии, прекрасно сочетаясь с другими направлениями психотерапии: классическим и современным психоанализом, юнгианским анализом, индивидуальной психологией по А.Адлеру, экзистенциальной психотерапией и др. Психотерапия по методу символдрамы проводится в индивидуальной, групповой форме и в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей.

Х. Лёйнер считал, что «сексуальные проблемы и отношения с партнёром естественно проецируются уже в кататимной панораме основной ступени символдрамы. Тем не менее, имеет смысл узнать при помощи прямого «обращения к бессознательному», какие конфликты и комплексы есть у пациента в его интимных отношениях» (Leuner H., 1994, с. 173). Таким прямым «вопросом к нашему бессознательному» служат специально разработанные мотивы для представления образов.

Мотивы «Меч» и «Сосуд» впервые предложил французский психотерапевт, известный своими пионерскими исследованиями воображения, создатель метода направленного фантазирования, Робер Дезуаль (Robert Desoille) в тридцатые годы XX века[2]. Женщине Р. Дезуаль предлагал представить сосуд, а мужчине меч. То, какой сосуд представляет женщина, отражает, по мнению Р. Дезуаля, ее отношение к себе как женщине, к своему женскому началу. То, какой мечпредставляет мужчина, отражает его представление о своей мужественности. Например, необыкновенно длинный меч двухметровой длины, который возможно поднять только двумя руками, может говорить об «инфляции» мужественности, о комплексе Приапа[3] (Уайли Дж., 1996); это типичный мачо[4], считающий, что все вокруг должны им восторгаться. Напротив, слишком короткий меч может указывать на закомплексованность и ощущение собственной неполноценности. «Я предлагаю этот образ мужчине и прошу его сказать, что он представляет. На символическом языке это эквивалент вопросу: «Что вы думаете о себе как о мужчине в широком смысле?» Один может визуализировать подходящее оружие, другой увидит церемониальный меч, тогда как третий нарисует лезвие без ручки. Еще один может вообразить длинное тонкое лезвие с ручками на каждом конце, делающее его бесполезным в качестве оружия. И как последний пример, представляющий край диапазона возможных ответов, пациент может представить только фотографию меча» (Дезуаль Р., 1996).

меч       меч

Рис. 1. Рисунки к мотиву «Меч». Меч — это фаллический символ, мужчина носит его около своих гениталий и «обнажает», когда хочет продемонстрировать свою мужественность.

Приап           Приап 

Рис. 2. Приап изображался с огромным фаллосом, настолько большим, что им невозможно воспользоваться.

Р. Дезуаль предлагал своим пациентам представить себя вместе с воображаемым мечом или сосудому подножия горы и подняться на эту гору. Р. Дезуаль считал, что резкий воображаемый подъём или резкий воображаемый спуск вводят человека в изменённое состояние сознания, соответствующее духовному подъёму: «Через эту операцию мы обнаруживаем, что, хотя восхождение часто трудно в начале, на последующих сессиях оно приносит образы, которые становятся все более светлыми и которые выражают ощущение покоя, безмятежности и радости, а по действию — открытые и щедрые чувства. … Одни пациенты воображают, что поднимаются быстро, другие это делают со значительными усилиями, путь им может видеться блокированным непреодолимыми помехами, такими, как нависающие утесы, которые мешают любому продвижению. В последнем случае психолог должен постоянно поддерживать усилия пациента и ни при каких обстоятельствах не давать ему почувствовать себя брошенным и незащищенным. Однако было бы неверным настаивать на слишком больших усилиях. В связи с этим не нужно перегружать выносливость пациента. По этой же причине направленное воображение не должно длиться дольше одного часа и в любом случае его следует довести до конца на утверждающей ноте. Следовательно, в каждом конкретном случае, мы должны почувствовать удовлетворение, если успешно довели субъекта до вершины, где он получил отдых, наслаждался видом и позволял себе чувствовать глубокое удовлетворение» (Дезуаль Р., 1996).

В ходе воображаемого подъёма меч и сосуд могут изменяться и преобразовываться, что соответствует духовному росту и восхождению. Может измениться и содержимое сосуда. На вершине горы психотерапевт предлагает пациенту заглянуть в сосуд и увидеть там, как в сказке про волшебное зеркальце, «всё, что было в Вашей жизни; всё, что происходит сейчас; всё, что будет в Вашей жизни; а также то, чему пока не суждено сбыться». Иногда пациент не останавливается в своём воображаемом подъёме на вершине горы, а продолжает подниматься дальше как бы по светящейся лестнице вверх. «После напоминания о том, что во сне все возможно, мы предлагаем ему вообразить дорожку облаков, поднимающуюся в пространство от его местонахождения на вершине горы. Затем просим его продолжить подъем. В этот момент важно постоянно удерживать внимание на чувствах пациента и преодолевать его желание сдержать подъем. Есть некоторые внушения, помогающие в этой задаче. Например, мы можем сказать пациенту: «Представьте, что кто-то идет впереди и ведет вас за руку». Этот образ может вызвать образ любимого человека, просто помогающей руки или ангела (даже неверующие часто представляют ангелов). Мы продолжаем, поддерживая постоянные усилия, пока субъект не достигнет естественного места отдыха. Теперь просим его взять меч (сосуд в случае женщин) и посмотреть, как он изменился. Если изменения произошли, они чаще всего являются примерами улучшения и всегда связаны с действительно полезным развитием пациента. Для некоторых пациентов мы даже расширяем этот первый опыт, предлагая им представить луч света, бьющий по мечу (или сосуду) и посмотреть, что произойдет. … Терапевт может пойти еще дальше, предложив пациенту поднять сосуд к небесам как подношение или посмотреть, чем он наполнен. Любые изменения в образе важны. Они служат индикаторами того, как субъект приспосабливается к технике направленного фантазирования, а также позволяют оценить то, что называется способностью субъекта к «сублимации» (я предпочитаю термин «социализация инстинктов»)»  (Дезуаль Р., 1996).

При работе с мотивом «Сосуд» после подъёма в гору и описания происшедших изменений пациентке можно предложить перенестись в своём воображении к себе домой и найти там подходящее место для сосуда. Можно спросить пациентку, чем бы ей хотелось заполнить здесьсосуд. Это не обязательно должно быть что-то материальное: например, сосуд можно заполнить любовью, гармонией, красотой, спокойствием, согласием, радостью, здоровьем. Предложение перенестись вместе с сосудом к себе домой и найти для него в доме подходящее место помогает связать опыт, полученный в ходе психотерапии, с повседневной жизнью, с ситуациями в личной жизни пациентки, в её семье и на работе. Если сосуд помещается на кухню (в таких случаях это часто «пузатый» сосуд, открытый, заполненный молоком, сметанной, чем-то съедобным), то это может говорить о преобладании материнских потребностей пациентки. Если сосуд размещается в спальне (в таких случаях это часто сосуд изящной формы, часто закрытый, заполненный эликсиром, духами, вином, чем-то нематериальным), то это может говорить о преобладании женственности, стремлении давать и вызывать восторг и восхищение. Иногда пациентки представляют сразу двасосуда — один «пузатый» и открытый, другой изящной формы и закрытый (см. Рис. 3). Это говорит о том, что в каждой женщине есть и материнские потребности, и потребность в реализации своей женственности.

сосуд

Рис. 3. Два сосуда: слева закрытый сосуд изящной формы, справа открытый «пузатый» сосуд; это говорит о том, что в каждой женщине есть и материнские потребности, и потребность в реализации своей женственности.

В аналитической психологии К.Г. Юнга меч рассматривается как символ архетипа Анимуса, а сосуд — как символ архетипов Анимы и Великой Матери. К.Г. Юнг считал, что архетипы уходят своими корнями глубоко в первобытно-общинное прошлое человечества, в родовое общество. Важнейшие символы, определяющие коллективное бессознательное человечества, — это символы матриархата. До сих пор ритуальные одежды, в которых выполняют культовые действия шаманы, в которых совершаются богослужения у представителей всех мировых религий — иудаизма, христианства, ислама, индуизма, буддизма — это женские одежды, что свидетельствует о центральной роли матриархальных культов в истории человечества. Верховное Божественное начало, которому поклоняются более миллиарда мусульман во всем мире — Аллах — это мужская форма от древней богини, которой поклонялись в Малой Азии — Алла. Священная для иудеев и христиан книга — Тора или Ветхий Завет Библии — начинается со слов: «земля же была пустынна» и «Дух Б-жий носился над водами». На древне-еврейском языке Дух Б-жий — это Руах, верховное женское Б-жественное начало. Если в русском языке «дух» мужского рода, то на иврите — женского. Б-жественное присутствие в мире в иудаизме называется шехина, благодаря которой возможно непосредственное общение человека с Б-гом, — это тоже женское начало.

Главная суть архетипа Великой Матери, по К.Г. Юнгу, — это способность содержать в себе, что и выражает сосуд. В психотерапии по методу символдрамы для проработки этой темы используется специальное диагностическое упражнение «Сосуд». Как уже говорилось, то, как мотив «Сосуд» представляет женщина, отражает ее отношение к себе как к женщине, к своей женственности. То, что представляет мужчина, отражает его Аниму. Мотив «Сосуд» задается так:

«Представьте себе какой-нибудь сосуд… Любой сосуд, который Вы когда-нибудь видели или который рисует Вам Ваше воображение… Или любой другой образ… Все, что Вы представите, хорошо… Попробуйте в своем воображении дотронуться до сосуда… Проведите по нему рукой… Какой он на ощупь? Постучите по нему… Как Вам кажется, из какого материала он сделан? Есть ли на сосуде какие-то линии, рисунки или узоры? Загляните в сосуд… Какой запах Вы чувствуете? Возьмите сосуд в руки… Сколько он весит? Попробуйте прижать сосуд к груди… Какую энергию Вы ощущаете? Что Вам хочется сделать с сосудом?»

Подробно символику сосуда разбирает ученик и последователь К.Г. Юнга Эрих Нойман, который в своем фундаментальном труде «Великая Мать» (Neumann E., 1988) на материале анализа огромного ряда произведений культуры, начиная с верхнего палеолита и до современности, наполняет абстрактные теоретические положения К.Г. Юнга конкретным содержанием. По Э. Нойману, различные части сосуда символически связаны с тем, как в нашем коллективном бессознательном представлены различные части тела и отношение к миру (см. Схему 1).

архетип великой матери

Схема 1. Архетипическая карта коллективного бессознательного:
сосуд как символическое отражение архетипа Великой матери (Neumann E., 1988).

Например, основание сосуда может символизировать, по К.Г. Юнгу и Э. Нойману, на уровне связи с внешним окружающим миром отношение к преисподней, бездне, аду, пропасти, темноте, пещере, глубинам моря. Это может быть также связь со своими корнями. На уровне отношения к своему телу и внутреннему миру основание сосуда может символизировать лоно и органы таза. Например, трещины и дефекты в основании сосуда могут символизировать гинекологические проблемы.Середина сосуда может символизировать на уровне связи с внешним миром окружающие нас город, селение, дом, стены, забор, ворота; на уровне внутренних переживаний — потребность в комфорте, уюте, защищённости, на уровне тела — живот. Горлышко сосуда может символизировать рот, дыхание, Логос, потребность в общении (см. Рис. 4).

сосуд        сосуд

Рис. 4. Сосуд слева характерен для человека, испытывающего потребность в уюте и комфорте, а сосуд справа свойственен человеку, для которого комфорт не имеет особого значения, но важно общение с другими людьми.

Материал, из которого сделан сосуд, может отражать особенности характера человека. Например, при преобладании депрессивных черт сосуд чаще всего бывает сделан из глины или дерева, а шизоиды чаще всего представляют себе сосуд из камня, металла, стекла или хрусталя. При истерической акцентуации личности часто представляется пластмассовые или фарфоровые сосуды.

сосуд        сосуд

Рис. 5. Серебряный кубок с вином и глиняная крынка с молоком.

То, чем и насколько заполнен сосуд, тоже может иметь диагностическое значение. Когда сосуд представляется заполненным «до краёв», это можно проинтерпретировать как то, что сердце человека заполнено любовью. Соответственно, когда в сосуде ничего нет, это можно проинтерпретировать как то, что человек готов влюбиться («Сердце жаждало любви, она влюбилась»). Желание вылить старое содержимое и сполоснуть сосуд — это желание внутреннего и внешнего очищения.

сосуд

Рис. 6. На рисунках ручки сосуда часто по форме напоминают «орган, которым любят женщины» — уши. Не случайно говорят, что мужчины любят глазами, а женщины ушами.

Если у сосуда есть ручка или несколько ручек, то это символизирует потребность: «возьмите меня». Причём, если ручка находится справа (а правая сторона в нашей культуре обычно символизирует интеллект), то человеку больше нравятся умные люди, которые говорят умные слова. У кого ручка слева, т.е. с эмоциональной стороны, те предпочитают добрых и эмоционально тёплых людей. Если же ручки и справа, и слева, то такая женщина хотела бы, чтобы её «взял» мужчина и умный, и добрый (см. Рис. 6). Если ручек вообще нет, то это может означать, что в данный момент женщина хочет, чтобы её никто не трогал, и оставили в покое.

сосуд       сосуд

Рис. 7. Сосуды с носиками, направленными в левую сторону символизируют потребность давать тепло, ласку, нежность, заботу.

Специально прорисованный носик сосуда может символизировать потребность давать. Если носик направлен в левую сторону, то это может отражать потребность давать тепло, ласку, нежность, заботу (сосуд слева на Рис. 4, сосуды на Рис. 7); носик, направленный в правую сторону может символизировать потребность учить, давать знания.

сосуд

Рис. 8. Разукрашенный сосуд соответствует желанию украсить своё тело, «накраситься».

Часто воображаемый сосуд украшен орнаментом или рисунками. Это может соответствовать желанию украсить себя, своё тело, например, когда некоторые женщины не могут выйти из дома на улицу, «не накрасившись» (см. Рис. 8 и 9).

сосуд

Рис. 9. Пациентка украсила свой сосуд изображением «мужчин с рогами» подобно тому, как во время войны на истребителях рисовали звёзды, соответствующие количеству сбитых самолётов противника.

К.Г. Юнг считал, что архетип Великой Матери представлен в нашем коллективном бессознательном двумя составляющими — материнства и женственности. Э. Нойман условно обозначает их на графической схеме (см. Схему 2) как две оси координат в пространстве архетипа Великой Матери с соответственно четырьмя полюсами: «хорошая мать» — Деметра, Изида, Богоматерь (М+); «ужасная мать» — старая ведьма, Баба Яга, индуистская богиня Кали, пожирающая своих детей (М—); положительная Анима — добрая юная фея, древнегреческие музы, непорочная Св. Дева Мария (А+); отрицательная Анима — «роковая женщина», молодая ведьма, Шамаханская царица, Астарта, богиня ночи Лилит, Цирцея (А—). Содержимое сосуда может быть соотнесено с перечисленными полюсами архетипа Великой Матери в нашем коллективном бессознательном. Для полюса М+наиболее характерно заполнение сосуда молоком, сметаной, зерном, землей, жидкостями, дающимижизнь и питание; для полюса А+ наиболее характерно заполнение сосуда эликсиром, духами,вином, жидкостями, вызывающими восторг и вдохновение, в воду хочется поставить цветы; для полюса М— наиболее характерно заполнение сосуда ядом и отравой, жидкостями, несущими смерть; для полюса А— наиболее характерно заполнение сосуда наркотиками и крепким алкоголем в больших количествах, жидкостями, вызывающими экстаз безумия.

 архетип великой матери

Схема 2. Динамика архетипа Великой матери (Neumann E., 1988).

Конечно же, всё это только возможные предположения. Разобраться в своих символах пациенту может помочь только прохождение своего индивидуального психоанализа.

 Литература

1. Дезуаль Р. Направленное фантазирование / Пер. с англ. Л.Хегая по Psychosynthesis Research Foundation Issue No. 18, 1966. Впервые опубликовано в: The Bulletin of La Societe de Recherches Psychotherapiques de la Langue Francaise, vol.Ill, No.2, May 1965, pp. 27-42. В: К.Г.Юнг и современный психоанализ. Хрестоматия по глубинной психологии. Выпуск 1. — М.: ЧеРо, 1996, с. 115-153.

2. ЛёйнерХ. Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л.Обухова. М.: «Эйдос» 1996

3. ЛёйнерХ. Основы глубинно-психологической символики, Журнал практического психолога, 1996, №3, 4

4. Обухов Я.Л. Символдрама и современный психоанализ. Харьков: «Регион-информ», 1999. — 251 с.

5. Уайли Дж. В поисках фаллоса: Приап и Инфляция Мужского. 1996

6. Leuner H. Lehrbuch des Katathymen Bilderleben, Huber, Bern 3. Aufl. 1994

7. Neumann E. Die Grosse Mutter. Eine Phänomenologie der weiblichen Gestaltungen des Unbewussten. 8. Aufl. Walter-Verlag Olten und Freiburg im Breisgau. 1988

[1]  Обухов Яков Леонидович — психолог, к.п.н., психотерапевт (Европейский Сертификат Психотерапевта № 0084ECPgpRU), вице-президент Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ППЛ), президент Межрегиональной общественной организации содействия развитию символдрамы (МОО СРС), член правления Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии (МОКПО).

[2]  Х. Лёйнер создал психотерапию по методу символдрамы на несколько лет позже — в конце сороковых — начале пятидесятых годов XX века независимо от Р. Дезуаля. О книгах и статьях Р. Дезуаля Х. Лёйнер узнал тогда, когда метод символдрамы уже был создан.

[3]  Приап — в античной мифологии итифаллическое божество производительных сил природы (изначально собственно фаллос). Место происхождения культа Приапа неизвестно. В классическую эпоху культ Приапа распространился по всей Греции и Италии. Постепенно Приап стал считаться богом чувственных наслаждений и сладострастия, покровителем рыбаков и матросов, проституток, развратников и евнухов, сводником и кутилой. Приапа традиционно изображали с огромными гениталиями, иногда в виде осла.

[4]  МАЧО (исп. macho — особь мужского пола) — в переносном смысле «настоящий мужчина», «покоритель женских сердец», для которого характерно прежде всего самолюбование.



Назад в раздел