Логотип

Центр Академической и Практической Психологии и Кататимно-Имагинативной психотерапии

Символдрама в лечении алкоголизма и наркомании
Дата публикации: 09.03.2022 02:20:03


Все мы знаем, что 95% людей употребляют алкоголь на протяжении всей своей жизни (Фридман Л.С., Флеминг Н.Ф., 1998). Люди выпивают, чтобы успокоится, снять чувство страха, особенно при общении с другим человеком, чтобы при помощи эффекта эйфории сделать более светлым депрессивное настроение, чтобы отбросить в сторону тяжелые мысли, которые могут быть обусловлены как реальной жизнью, так и психическими заболеваниями, такими как депрессия и невротический страх. Некоторые люди в течение длительного времени сохраняют работоспособность, несмотря на то, что много пьют. В этом отношении особенно известны Уинстон Черчилль, Жан Поль Сартр, Эрнест Хемингуэй и многие другие легендарные пьяницы. Почему же тогда существует проблема злоупотребления алкоголем и наркотиками? Ещё в 1979 году на 32-ой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения было отмечено, что проблемы, связанные с алкоголем и его чрезмерным употреблением, стоят в числе основных для общественного здравоохранения, так как наносят серьёзный ущерб здоровью человека, его благосостоянию и жизни (Бородкин Ю.С., Грекова Т.И., 1987). В 1990 году на Конгрессе США по проблеме «Алкоголизм и здоровье» определено, что алкоголизм наносит серьезный ущерб здоровью американцев (Шейдер Р., 1998). Распространенность алкогольной зависимости среди населения России составляет 14% (Дмитриева Т.Б., 1998). Но этот показатель нельзя считать адекватным, так как большая часть алкоголиков, начиная употреблять алкоголь, ничем не отличаются от обычных людей. Однако рано или поздно это приводит к разрушению организма, появляются нарушения в работе печени, желудка, сердечно-сосудистой системы, головного мозга, перифирической нервной системы). Люди, которые пьют, опасны также и для других (например, на дорогах). В то же время, в связи с тем, что так много людей употребляют алкоголь без каких-либо существенных последствий для своего здоровья, может быть также и потому, что государство зарабатывает на спиртном огромные деньги, борьба с алкоголизмом ведется не столь решительно, как следовало. Радикальный запрет алкоголя во времена «сухого закона» в США потерпел полный крах. Быть может одним из основных путей борьбы с алкоголизмом станет создание эффективных психотерапевтических методов профилактики и лечения алкоголизма.

К сожалению, многие люди, злоупотребляющие алкоголем, слишком поздно обращаются к врачу, поскольку скрывают и недооценивают свое болезненное пристрастие к алкоголю.  Мотивация, побуждающая обратиться за помощью к врачу, возникает часто только тогда, когда появляются проблемы в семье и особенно на работе. Помочь можно даже совершенно опустившимся в социальном отношении алкоголикам. Соответствующее лечение может вернуть их к нормальной жизни. Правда, им ни в коем случае нельзя будет употреблять опять алкоголь. Сегодня большинство наркологов считают иллюзорной мечтой стремление добиться в результате лечения того, чтобы больной научился контролируемо потреблять спиртные напитки.

Попытки близких создать у этих больных мотивацию к прохождению психотерапии часто заканчивается неудачей. В таких случаях следует посоветоваться со специалистами. Иногда существенную помощь оказывают группы взаимопомощи родственников больных алкоголизмом. В некоторых случаях бывает полезно, чтобы сами родственники, например, супруга или супруг, тоже прошли психотерапию, не только для того, чтобы набраться сил, чтобы лучше справляться и находить лучший контакт с больным алкоголизмом, сколько для того, чтобы почувствовать и понять как свое собственное поведение может незаметно поддерживать и стабилизировать болезнь родственника-алкоголика.

По данным Минздрава РФ наркологическая ситуация в России характеризуется быстрым ростом числа больных алкоголизмом и наркоманиями. Распространенность наркомании в России в последние годы приобретает угрожающий характер. За период 1988-1996 гг учтенная заболеваемость наркоманиами увеличилась в 4,5 раза. Среди наркоманий основное место занимает опийная наркомания, которая характеризуется быстрым привыканием к наркотику, ускоренным формированием зависимости (Анохина И.П., Иванец И.И., Дробышева В.Я., 1998). Постоянно происходит рост заболеваемости, в целом по России на 100 тысяч населения 48 человек состоит на медицинском учете в наркологических диспансерах. Значительно помолодела возрастная категория большинства наркоманов. Молодой опийный наркоман 13-14 лет уже ни у кого не вызывает удивления. Принципиально важно отметить, что в России гораздо быстрее, чем в других странах, происходит переход от «легких» наркотиков к «тяжелым», идет реструктуризация наркорынка за счет отчетливого роста удельного веса наиболее опасных для здоровья «жестких» и синтетических наркотиков (опий, героин).

В отличие от спиртных напитков наркотические препараты невозможно принимать контролируемо. Поэтому попытка «попробовать» наркотики опасна. С гашиша или марихуаны может начаться употребление более сильных наркотиков, а также алкоголя.

Социальный вред приема наркотиков не сводится, как в случае с алкоголем, к одному только действию наркотических препаратов. Он отчасти является следствием преступного добывания наркотиков. Эти препараты дороги. Деньги для их приобретения можно достать почти исключительно только путем махинаций, краж, взломов, проституции. В этом отношении определенные шансы имеют программы, где, например, героин может быть замещен не вызывающими эйфорического эффекта препаратами типа метадона. Такие препараты испытываются по всему миру. Не всех больных, употребляющих наркотики, можно излечить, однако их достаточно много, чтобы оправдать терапевтические усилия в этом направлении. Подобно тому, как и в случае алкоголизма, нужно работать с психически обусловленными состояниями, «лечение» которых больными, принимающими наркотики, проводится с помощью совершенно неподходящих средств — наркотических препаратов. Правда, как уже упоминалось, в отличие от алкоголя, уже даже однократная проба наркотиков гораздо чаще может привести к зависимости. Дальнейший прием наркотика «лечит» уже явления абстиненции (зависимости от этого наркотика).

Подобно алкоголикам, наркоманы тоже часто слишком поздно обращаются за помощью к врачу. Чаще раньше родственники замечают, что на их глазах по сути погибает человек и заставляют наркомана обратиться за помощью к врачу. Часто они делают это таким образом, что успех далеко не гарантирован. Поэтому родственникам наркоманов имеет смысл посоветоваться со специалистами. Здесь могут помочь группы взаимопомощи родственников больных наркоманией.

Символдрама, известная также как Кататимно-имагинативная психотерапия (Кататимное переживание образов или метод «сновидений наяву») — это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высоко эффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. В качестве метафоры можно охарактеризовать символдраму как «психоанализ при помощи образов».

Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором Ханскарлом Лёйнером (1919-1996). Появлению символдрамы как самостоятельного направления в психотерапии предшествовала длительная экспериментальная работа, проводимая Х. Лёйнером на базе клиники нервных болезней Марбургского университета в 1948-1954 гг. Сегодня символдрама широко распространена в Германии, Австрии, Швейцарии, Голландии, Швеции, Чехии, Словакии, России, Украине, Республике Беларусь, Казахстане, Эстонии, Литве, Латвии. Метод официально признан системой медицинского страхования ряда европейских стран.

Основу метода символдрамы составляет свободное фантазирование в форме образов, «внутренних картин» на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию.

Из известных на сегодняшний день порядка пятнадцати направлений психотерапии, использующих образы в лечебном процессе, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным и технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу. В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития. Понимание символики образов и процессов происходящих при использовании символдрамы, значительно обогащается обращением к теории архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также к разработанныму им методу активного воображения. C феноменологической точки зрения, можно проследить параллели этого метода в детской игровой психотерапии, в психодраме и в элементах гештальт-терапии. В техническом плане, символдраме близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К. Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии, например, по Й. Вольпе. Тем не менее, символдрама — это не комбинация из смежных психотерапевтических методов, а самостоятельная, оригинальная дисциплина, многие элементы которой возникли задолго до того, как они появились в других направлениях психотерапии. В символдраме успешно соединились преимущества богатого спектра психотерапевтических техник, занимающих полярное положение в мире психотерапии: классического и юнгианского анализа, поведенческой психотерапии, гуманистической психологии, аутотренинга.

Процедура психотерапевтической сессии при применении метода, следующая. Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. В работе со взрослыми пациентами и подростками для этого используется техника, близкая к двум первым ступеням аутогенного тренинга по Й.Х. Шульцу. Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости последовательно в различных участках тела. В работе со многими детьми даже и это часто бывает излишним. Можно просто попросить ребенка лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться. После достижения пациентом состояния расслабления ему предлагается представить образы на заданную психотерапевтом тему — стандартный мотив. Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы «сопровождает» пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией лечения.

Участие психотерапевта внешне выражается в том, что через определенные промежутки времени при помощи комментариев типа «да», «угу», восклицаний типа «Вот как!», повторения описаний пациента, а также при помощи вопросов о деталях и свойствах образа он сигнализирует о том, что внимательно следит за ходом развития образов пациента. Чтобы обеспечить наиболее полное и глубокое самораскрытие личности пациента, необходимо свести до минимума суггестивное воздействие психотерапевта. В частности, вопросы психотерапевта должны быть открытыми, так как уже в самом вопросе могут быть некоторые элементы внушения. Например, вместо того, чтобы спросить: «Дерево большое?» или «Далеко ли это дерево?», что уже предполагает определенное ожидание ответа, следует спрашивать: «Какого размера дерево?» или «На каком расстоянии находится это дерево?»

Длительность представления образов зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива, составляя в среднем около 20 минут. Курс психотерапии состоит, как правило, из 8 — 15 сеансов. Однако существенные улучшения наступают уже после нескольких первых сеансов, вплоть до того, что иногда даже один единственный сеанс может избавить пациента от болезненного симптома или помочь разрешить проблемную ситуацию.

Психотерапия по методу символдрамы проводится в индивидуальной, групповой форме и в форме психотерапии пар, когда образы одновременно могут представлять супруги или партнеры. Метод символдрамы хорошо сочетается с классическим психоанализом, психодрамой, гештальт-терапией, игровой психотерапией.

Опыт применения символдраматического метода в нашей стране говорит об отсутствии каких либо препятствий лингвистического или культурального характера для его адаптации. Принятие метода многими практикующими в нашей стране психотерапевтами и многочисленные примеры достижения ими выраженных терапевтических успехов при работе с пациентами свидетельствуют о высокой степени «конгруэнтности» метода для отечественных условий. Эмоционально-образный подход в разрешении внутренних конфликтов более характерен для славянской ментальности, чем чисто аналитические техники.

Характерной особенностью метода является предложение пациенту некоторой темы для кристаллизации его образной фантазии — так называемого мотива представления образа. Из множества возможных мотивов, наиболее часто спонтанно возникающих у пациентов, в ходе долгой и кропотливой экспериментальной работы были отобраны такие, которые, с диагностической точки зрения, наиболее релевантно отражают внутреннее психодинамическое состояние и, в то же время, обладают наиболее сильным психотерапевтическим эффектом.

В качестве основных мотивов символдрамы Х. Лёйнер предлагает следующие:

1)    луг, как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса;

2)    подъем в гору, чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта;

3)    следование вдоль ручья вверх или вниз по течению;

4)    обследование дома;

5)    наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса.

Все мотивы имеют, как правило, широкий диапазон диагностического и терапевтического применения. В то же время существует определенное соответствие между каждым конкретным мотивом и некоторой проблематикой. Можно говорить об отнесенности конкретных мотивов к определенной проблематике и стадии детского развития, а также об особой эффективности некоторых мотивов в случае определенных заболеваний и патологических симптомов.

Символдрама стала важным звеном в отечественной психотерапии. Этот метод хорошо соответствует ожиданиям, традициям, установкам и ментальности в целом, характерным для пациентов в нашей стране, ориентированных скорее на эмоционально-образное, чем на чисто рациональное переживание и решение психологических конфликтов. Ее распространение имеет большое значение для становления и развития системы психотерапевтической помощи и подготовки новых высококвалифицированных специалистов, существенно обогащая теорию и практику психотерапии.

Литература: 

1. Андреев А.В., Бухановский А.О. и др. Болезни зависимого поведения.// Серийные сексуальные преступления и социальная агрессия. Ростов-на-Дону, 2001.

2. Балинт М. Базисный дефект. Москва «Когито -Центр» 2002.

3. Белолгуров С.Б. Популярно о наркотиках. СПб, 2000.

4. Бородкин Ю.С., Грекова Т.И. Алкоголизм: причины, следствия, профилактика. — Ленинград, 1987.

5. Воронович Б.Т. Алкоголизм. Природа, лечение, выздоровление. М., 2000.

6. Дмитриева Т.Б. Клиническая психиатрия. — М., 1998.

7. Карвасарский Б.Д.: Психотерапия,-М,- 1985.

8. Королёв К.Ю.: Гштальтподход в терапевтической работе с зависимостями. В: Теория и практика гештальттерапии на пороге 21 века. Ростов-на-Дону, РГУ 2001.

9. Курильченко Н.Н.: Особенности психокоррекционной работы по методу символдрамы с наркозависимыми пациентами, Символ и Драма: сцена психотерапевтического пространства: Ил. сб. науч.-практ. статей 3 / МОО СРС; под ред. Р.П. Еслюка. — Харьков: Новое слово, 2002, с. 125-130.

10. Лакан Ж. Семинары Книга 1. Санкт-Петербург. 2000.

11. Лёйнер Х. Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л.Обухова. М., «Эйдос» 1996.

12. Лёйнер Х. Основы глубинно-психологической символики / Пер. с нем. Я.Л.Обухова, Журнал практического психолога, 1996, №3, 4.

13. Лёйнер Х. Психотерапия базисных расстройств при помощи символдрамы. (Пер. с англ. Д.Г. Залесского, И. И. Нагорной) Сборник «Из архива Ханскарла Лёйнера», Киев, 2000.

14. Лекции по наркологии под ред. Проф. Иванца Н.Н. — М., 2000.

15. Лиманцев В.В.: Индивидуальная психотерапия опийной наркомании по методу символдрамы, Символ и Драма: сцена психотерапевтического пространства: Ил. сб. науч.-практ. статей 3 / МОО СРС; под ред. Р.П. Еслюка. — Харьков: Новое слово, 2002, с. 131-138.

16. Маркова М.В.: Автостоп, Символ и Драма. Сцена психотерапевтического пространства. — Харьков, 2000, № 2 (2), с. 53-64.

17. Мартыненко С.А.; Обухов Я.Л. Метод символдрамы как способ диагностики динамики становления полового самосознания у мужчин и коррекции сексуальных нарушений, Символ и Драма. Сцена психотерапевтического пространства. — Харьков, 2000, № 2 (2), с. 65-79.

18. Миллер Ж.-А. Семинар в Барселоне, посвященный лекции Фрейда Die Wege der Symptombildung.

19. Обухов Я..Л. Символдрама и современный психоанализ, — Харьков, — 1999.

20. Окунь Е.Н.; Чеховская М.В.; Маркова М.В. Символдрама в комплексной терапии зависимости у больных опийной наркоманией. В: Нові технології в медицині: Матеріали науково-практичної конференції освіти 21 грудня 2000 року. — Харьків, 2000, с. 60.

21. Приложение к приказу Министерства здравоохранения РФ от 28..04.98.,- №140.

22. Салецл Р. (Из)вращения любви и ненависти. Москва «Х.Ж.» 1999.

23. Символдрама. Сборник научных трудов Е.К. Агеенковой, Т.Б. Василец, И.Е. Винова и др. / Под ред. Я.Л. Обухова, В.А. Поликарпова. — Минск: Европейский гуманитарный университет, 2001.

24. Стюарт В. Работа с образами в психологическом консультировании. — М,- 1998.

25. Фейрберн Р..Д. Шизоидные факторы личности, 1940.

26. Фридман Л.С., Флеминг Н.Ф. Наркология. — М., 1998.

27. Хломов Д.Н. Психотерапевтический анализ программы реабилитации лиц с алкогольной зависимостью//Гештальт-1996, МГИ, 1996.

28. Шабанов П.Д. Руководство по наркологии. — Санкт-Петербург, 1999.

29. Шевякова Л.Я. Решение экзистенциальных проблем в практике психологического консультирования методом символдрамы, дипломная работа, — М,-1999.

30. Шейдер Р. Психиатрия. — М., 1998.

31. Эриксон М. Гипнотические реальности. — М., 1999.

32. LeunerH. Lehrbuch der Katathyme-imaginativen Psychotherapie : Grundstufe, Mittelstufe, Oberstufe. — 3., korrigierte und erw. Aufl. — Bern ; Göttingen ; Toronto ; Seattle : Huber, 1994.

 [1]  Обухов Яков Леонидович — психолог, к.п.н., психотерапевт (Европейский Сертификат Психотерапевта № 0084ECPgpRU), член Центрального Совета Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ППЛ), президент Межрегиональной общественной организации содействия развитию символдрамы (МОО СРС), доцент и член правления Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии (МОКПО).

[2]  Овсянников Марк Вадимович — врач-психиатр-нарколог-психотерапевт, д.м.н., доцент МОКПО, заместитель главного врача ГУЗ «Психоневрологический диспансер» Ростовской области, преподаватель кафедры психиатрии Ростовского государственного медицинского университета, руководитель центра реабилитации аддиктивных расстройств.

[3]  Окунь Елена Николаевна — врач-психиатр-нарколог-психотерапевт, главный врач санатория-профилактория «Незабудка» Владивостокского государственного медицинского университета, обучающий психотерапевт МОКПО.

[4]  Родина Екатерина Николаевна — психолог, исполнительный директор Межрегиональной общественной организации содействия развитию символдрамы (МОО СРС).



Назад в раздел