Логотип

Центр Академической и Практической Психологии и Кататимно-Имагинативной психотерапии

Окунь Е.Н. Применение символдрамы в комплексной реабилитации больных опийной наркоманией
Дата публикации: 09.03.2022 02:22:23


Научно-практическое значение исследуемой проблемы определяется большим количеством больных, обращающихся за наркологической помощью. Наряду с ростом заболеваемости продолжается констатация малой эффективности традиционных форм и методов лечения. В отсутствии единых механизмов и подходов к данной аддиктивной патологии врачи ищут любые возможности оказать действенную помощь в решении этой проблемы. Одним из важнейших направлений в лечении опийной наркомании на сегодняшний момент являются различные методы психотерапии. Набор и арсенал психотерапевтических методик огромен. Но каждый врач в своей работе применяет то, что больше всего знает и любит. И не всегда подбор этих психотерапевтических методик психофизиологически обоснован для данного контингента больных. В основном это рациональные терапии, групповые гипнотерапии, методы плацебо, программно-аппаратный транс и т.д., которые по своей сути не раскрывают поведенческие механизмы зависимости, а значит, изначально не в полной мере учитывают индивидуальные особенности этой группы больных. Учитывая отмеченное, возникает реальная необходимость в разработке эффективных способов и методов лечения, реабилитации и профилактики наркоманий.

В случае наркомании недостаточно одного лишь внушения, ведущим здесь становится «перевоспитывающая корректировка личности» (В.Е. Рошков). Лица с наркотической зависимостью отражают общественное потребительское поведение: желать и иметь желаемое любой ценой (Н.Н. Иванец). У таких людей чаще всего отсутствует способность сближаться с другими людьми, строить откровенные, надежные, полные чувств отношения и поддерживать их. Этот дефицит переживаний невыносим и человек готов на всё, лишь бы сделать невыносимое положение более терпимым. Наркотики и оказывают это благостное действие, вред же приносимый ими может вытесняться с помощью защитных психологических механизмов. Наркоманы чувствуют себя изгоями. В этом виноват тот негативный опыт, приобретенный ими в раннем детстве. Помочь разобраться в себе, своей личности может психоанализ. Негативный детский опыт может быть лучше понят. И уже это способно помочь. Но, к сожалению, классический психоанализ нарушает механизмы патологической компенсации и может привести к ухудшению состояния. Поэтому, в комплексном лечении и реабилитации больных с наркозависимостью в нашей клинике мы использовали модифицированный вариант психоанализа — символдрамму (Кататимно-имагинативную психотерапию или Кататимное переживание образов).

Необходимость такой глубинно-ориентированной работы с этим особым контингентом больных убедительно показывают приводимые далее примеры случаев работы с пациентами, страдающими наркозависимостью, где, прежде всего, использовался метод символдрамы. При этом нужно отметить доступность метода символдрамы, так как у наркоманов прекрасно развито образное чувственное мышление.

Сеансы символдрамы были проведены группе больных с диагнозом «Зависимость от опиоидов»; которые проходили курс реабилитации с применением различных методов психотерапии в Дальневосточном клиническом психотерапевтическом центре «Тихоокеанский». Работа проводилась с марта 2000 г. Возрастной диапазон больных находился в пределах 23-25 лет, все имеют высшее образование. Длительность употребления наркотиков от 1 до 3 лет. Трое больных принимали героин, абстинентный синдром сформировался у них за: 2 дня, 3 недели и 5 месяцев с начала систематического ежедневного приема. Четвертый пациент употреблял «ханку» (опий), у него абстинентный синдром сформировался в течение месяца. Выявлено, что толерантность (максимальная доза) у героиновых наркоманов составляла 0,2-0,5 грамма в сутки; у опийного наркомана 1,5 грамма в сутки. Все исследуемые использовали внутривенный путь введения наркотика.

Для уточнения личностного портрета и направления дальнейшего лечения были поставлены следующие задачи:

1. Выявление особенностей патологической личности через ассоциативные процессы и рисунки. Для этого используются: тест с представлением цветка, последующие мотивы основной ступени символдрамы («луг», «ручей», «гора», «дом», «опушка леса)» и рисунки, которые выполнял и интерпретировал сам пациент.

2. Анализ клинических проявлений опийной зависимости до начала проведения метода. К клиническим проявлениям опийной зависимости мы относим резкие перепады настроения, бессоницу, безудержное желание принять наркотик неусидчивость и т.д.

3. Анализ клинических проявлений зависимости после проведения курса психотерапии по методу символдрамы.

Свою работу мы обычно начинали с формирования у пациента мощной ресурсной подпитки на глубоком архаическом уровне, что приводило к общему усилению организма, повышению настроения, появлению бодрости и уверенности в себе. Человек чувствовал себя защищенным, ощущал тепло и любовь, которыми, может быть, он был обделен в детстве. Для этого использовались специальные мотивы — «Луг», «Мой луг», «Место, где мне было хорошо». Ресурсная подпитка создавалась на первых 10-15 сеансах. Затем мы переходили к  использованию мотивов, направленных на проработку выявленных проблем. Это могут быть мотивы «Корова», «Слон», «Дом», «Опушка леса». На последних сеансах мы применяли мотив «Строительство дома», который на символическом уровне предполагает построение новой личности.

В качестве клинической иллюстрации приводим случай пациента В. с героиновой зависимостью. С ним был проведен курс психотерапии по методу символдрамы из 6 сеансов по 50 минут каждое с использованием теста «цветок» и мотивов «дерево», «луг», «ручей», «дом». Перед этим у пациента были выявлены все клинические проявления психической зависимости от героина. Пациенту было предложено представить в образном пространстве любой цветок, который он мог видеть ранее или который рисует его воображение. Сначала он представил белую розу, которая висела в воздухе. С точки зрения глубинно-психологической символики (Лёйнер Х., 1996; Обухов Я.Л., 1999), оторванность от земли может говорить об отрыве от реального мира. Белый цвет может быть связан с любовью к жизни, свету, людям, родителям. Цветок — это символ человеческой души, а раскрывающаяся роза нередко символизирует «разворачивающуюся» психику (Стюарт В., 1999). Именно розу в бутоне и представил наш пациент. Таким образом, можно сказать, что его личность находится как бы в зачаточном состоянии, но она стремится раскрыться; она инфантильна и требует к себе осторожного, заботливого подхода, который будет способствовать ее росту и развитию. В дальнейшем этому пациенту было предложено представить луг, ручей и местность которая окружала эту картину. Он описал высокую траву на лугу, напоминающую осоку; сырую землю, на которой неприятно лежать; страх змей, которые могут быть в траве. Указанное сочетание символов свидетельствует о нарушении у пациента отношений с матерью на первом году жизни. Из рассказа больного мы выяснили, что мать была недоступна контакту, отсутствовали теплые отношения, он не мог откровенно рассказать ей о своих проблемах, неудачах или победах. Подтверждение этому мы находим в его ассоциативном поле, на что указывает темная вода в ручье, крутые, неровные берега с глинистой почвой, по которым невозможно идти. Можно предположить, что его сильная, но беспочвенная любовь к матери была фрустрирована, лишив его земных корней (подвешенная роза). Также у пациента выявились глубокие нарциссические установки, что проявилось в постоянных полетах в образе, в желании «слиться с природой». Можно предположить, что одной из причин желания вновь и вновь ощущать наркотическое опьянение было стремление получить нарциссическую подпитку, вернуться к «внутриутробному раю» (Маслоу А., 1997) После проведения сеансов символдрамы у больного восстановился сон, выровнялось настроение. Желание принять наркотики стало возникать значительно реже и проявляться лишь в виде мыслей-воспоминаний. В настоящее время этот пациент не употребляет наркотики в течение 3 недель, что подтверждено рассказом его родителей и отрицательными результатами лабораторных тестов на опиаты.

Другая пациентка О., 25 лет, которая обратилась к психотерапевту с жалобами на бессонницу, отсутствие аппетита, общее беспокойство, тревогу, дома не могла найти себе место. На момент поступления это был 3-й день абстинентного синдрома, после отмены наркотика (героина). Пациентка принимала героин в течение двух лет, доза наросла до 0,5 гр. в сутки, на 3-4 приема в день внутривенно. У пациентки был сформулирован синдром зависимости от героина. На фоне приёма психотропных медикаментозных препаратов применялись психотерапевтические методики (рациональная психотерапия и символдрама). Мы использовали мотивы символдрамы в следующей последовательности: «Цветок», «Я-дерево», «Луч», «Источник сил», «Ручей», «Корова на лугу», «Оазис», «Дом», «Строительство дома». В ходе терапии выяснилось, что у пациентки были нарушены взаимоотношения с обоими родителями (матерью и отцом). Этот вывод был сделан из изучения истории жизни и интерпретации символики образов. Так трава на лугу напомнила искусственный пяточёк, трава — как осока, на ней было неприятно сидеть; земля «колючая»; вода в ручье была очень студеная — её невозможно было пить; корова на лугу была с большими рогами, пациентка её боялась. Все эти символы указывают на нарушение отношений с матерью на первом году жизни. При представлении цветка на начальных сеансах символдрамы его стебель представлялся тонким, без корней и листьев; дерево было тонким с неглубокими корнями, качалось от ветра, что на символическом уровне может указывать на отсутствие жизненных сил и ресурсов. Проживание этих образов предполагает символический возврат в детство и контакт с матерью в символической, имагинативной форме. В результате пациент ощущает материнское тепло, внимание и любовь, которых, возможно, не хватало в детстве. Так, если в начале образа к корове страшно было подойти, то после общения с коровой (пациентка её погладила, обняла, посмотрела в глаза), появилось чувство тепла, любви, «чего-то родного». В ходе работы постепенно улучшались и реальные взаимоотношения с матерью. Стало больше понимания, легче происходило общение. После работы с мотивами «Источник сил» и «Оазис» появился прилив сил, бодрости, улучшалось настроение. На последнем сеансе пациентка построила свой дом, который ей очень понравился.

В настоящее время пациентка находится в ремиссии, хорошо себя чувствует, не испытывает желания принимать наркотики, устроилась на работу (2 года до этого она нигде не работала). На момент написания статьи пациентка не принимала наркотики в течении 6 месяцев.

Остальным пациентам был проведен тест «цветок». Двое больных представили красные розы, которые стояли в вазах с водой. Красная роза символически связана с эротизмом и сексуальностью, что подтвердилось данными анамнеза: один из этих пациентов был нетрадиционной сексуальной ориентации. Еще один пациент представил белую ромашку, которая также висела в воздухе. Ромашка может символизировать сомнение, неустойчивость взглядов, отсутствие внутреннего стержня. Характерными особенностями личности данного пациента были демонстративность, театральность поведения, направленная на привлечение внимания окружающих; инфантильность суждений, неуверенность в себе, лживость, склонность представлять себя в выгодном свете, драматизировать душевные переживания. Наряду с этим отмечалась черствость, равнодушие по отношению к близким людям. Влечение к наркотику проявлялось внезапно, не сопровождалось какой бы то ни было борьбой с ним и приводило к неоднократному употреблению наркотика во время лечения. Можно предположить, что представившийся ему образ ромашки был подтверждением слабых установок на лечение у данного пациента.

Таким образом, символдрама несомненно оказывает положительное действие не только на решение психологических проблем, но и улучшает психоэмоциональное и физическое состояние больных опийной наркоманией, может помочь в выборе правильного психотерапевтического подхода к каждому индивидууму. Работу в данном направлении планируется продолжать и использовать метод символдрамы в комплексной реабилитации наркозависимых пациентов.

Литература: 

1. Андреев А.В., Бухановский А.О. и др. Болезни зависимого поведения.// Серийные сексуальные преступления и социальная агрессия. Ростов-на-Дону, 2001.

2. Балинт М. Базисный дефект. Москва «Когито -Центр» 2002.

3. Белолгуров С.Б. Популярно о наркотиках. СПб, 2000.

4. Бородкин Ю.С., Грекова Т.И. Алкоголизм: причины, следствия, профилактика. — Ленинград, 1987.

5. Воронович Б.Т. Алкоголизм. Природа, лечение, выздоровление. М., 2000.

6. Дмитриева Т.Б. Клиническая психиатрия. — М., 1998.

7. Карвасарский Б.Д.: Психотерапия,-М,- 1985.

8. Королёв К.Ю.: Гштальтподход в терапевтической работе с зависимостями. В: Теория и практика гештальттерапии на пороге 21 века. Ростов-на-Дону, РГУ 2001.

9. Курильченко Н.Н.: Особенности психокоррекционной работы по методу символдрамы с наркозависимыми пациентами, Символ и Драма: сцена психотерапевтического пространства: Ил. сб. науч.-практ. статей 3 / МОО СРС; под ред. Р.П. Еслюка. — Харьков: Новое слово, 2002, с. 125-130.

10. Лакан Ж. Семинары Книга 1. Санкт-Петербург. 2000.

11. Лёйнер Х. Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л.Обухова. М., «Эйдос» 1996.

12. Лёйнер Х. Основы глубинно-психологической символики / Пер. с нем. Я.Л.Обухова, Журнал практического психолога, 1996, №3, 4.

13. Лёйнер Х. Психотерапия базисных расстройств при помощи символдрамы. (Пер. с англ. Д.Г. Залесского, И. И. Нагорной) Сборник «Из архива Ханскарла Лёйнера», Киев, 2000.

14. Лекции по наркологии под ред. Проф. Иванца Н.Н. — М., 2000.

15. ЛиманцевВ.В.: Индивидуальная психотерапия опийной наркомании по методу символдрамы, Символ и Драма: сцена психотерапевтического пространства: Ил. сб. науч.-практ. статей 3 / МОО СРС; под ред. Р.П. Еслюка. — Харьков: Новое слово, 2002, с. 131-138.

16. Маркова М.В.: Автостоп, Символ и Драма. Сцена психотерапевтического пространства. — Харьков, 2000, № 2 (2), с. 53-64.

17. МартыненкоС.А.; ОбуховЯ.Л. Метод символдрамы как способ диагностики динамики становления полового самосознания у мужчин и коррекции сексуальных нарушений, Символ и Драма. Сцена психотерапевтического пространства. — Харьков, 2000, № 2 (2), с. 65-79.

18. Миллер Ж.-А. Семинар в Барселоне, посвященный лекции Фрейда Die Wege der Symptombildung.

19. Обухов Я..Л. Символдрама и современный психоанализ, — Харьков, — 1999.

20. Окунь Е.Н.; Чеховская М.В.; Маркова М.В. Символдрама в комплексной терапии зависимости у больных опийной наркоманией. В: Нові технології в медицині: Матеріали науково-практичної конференції освіти 21 грудня 2000 року. — Харьків, 2000, с. 60.

21. Приложение к приказу Министерства здравоохранения РФ от 28..04.98.,- №140.

22. Салецл Р. (Из)вращения любви и ненависти. Москва «Х.Ж.» 1999.

23. Символдрама. Сборник научных трудов Е.К. Агеенковой, Т.Б. Василец, И.Е. Винова и др. / Под ред. Я.Л. Обухова, В.А. Поликарпова. — Минск: Европейский гуманитарный университет, 2001.

24. Стюарт В. Работа с образами в психологическом консультировании. — М,- 1998.

25. Фейрберн Р..Д. Шизоидные факторы личности, 1940.

26. Фридман Л.С., Флеминг Н.Ф. Наркология. — М., 1998.

27. Хломов Д.Н. Психотерапевтический анализ программы реабилитации лиц с алкогольной зависимостью//Гештальт-1996, МГИ, 1996.

28. Шабанов П.Д. Руководство по наркологии. — Санкт-Петербург, 1999.

29. ШевяковаЛ.Я. Решение экзистенциальных проблем в практике психологического консультирования методом символдрамы, дипломная работа, — М,-1999.

30. Шейдер Р. Психиатрия. — М., 1998.

31. Эриксон М. Гипнотические реальности. — М., 1999.

32. LeunerH. Lehrbuch der Katathyme-imaginativen Psychotherapie : Grundstufe, Mittelstufe, Oberstufe. — 3., korrigierte und erw. Aufl. — Bern ; Göttingen ; Toronto ; Seattle : Huber, 1994.


[1]  Окунь Елена Николаевна — врач-психиатр-нарколог-психотерапевт, главный врач санатория-профилактория «Незабудка» Владивостокского государственного медицинского университета, обучающий психотерапевт МОКПО.



Назад в раздел